
Российская алюминиевая отрасль столкнулась с серьезными испытаниями после того, как страны ЕС согласовали очередной пакет санкций. Согласно данным Reuters, ограничения коснутся импорта первичного алюминия из России. Точные параметры запрета станут известны 24 февраля, пишет https://www.gazeta.ru.
По статистике, в 2024 году экспорт российского алюминия в Евросоюз составил €828,2 млн. Несмотря на постепенное снижение поставок, этот рынок оставался высокодоходным для отечественных производителей.
«Под запрет может попасть первичный алюминий — это 85% всего экспорта металла из России в ЕС или около миллиарда долларов за 2024 год», — отметил Павел Гамов, эксперт в области горной добычи и металлургии.
Переориентация на восточные рынки, которую вынужденно осуществляет РУСАЛ, сопровождается падением доходности. Ситуацию осложняет решение Китая об отмене экспортных субсидий для производителей металлов.
«Местный рынок не резиновый, там свои производители и профицит металла. Поставки российского алюминия возможны только при снижении маржинальности», — подчеркнул Гамов.
Эксперты указывают на проблемы с логистикой. Запрет ЕС осложнит поставки в Латинскую Америку и на Ближний Восток. При этом Восточный полигон РЖД перегружен углем.
В 2023 году РУСАЛ сумел нарастить производство и сохранить инвестпрограмму, но это привело к существенному снижению прибыльности. Сейчас ситуация усугубляется высокими процентными ставками и сложностями с проведением платежей.
«Предприятия тратят средства не на развитие, а на обслуживание долгов. Промышленники готовы инвестировать, но нужна господдержка», — считает Гамов.
Алюминиевая ассоциация призывает стимулировать внутренний спрос и защищать рынок от импорта. Эксперты напоминают, что в 2018 году, когда РУСАЛ попал под американские санкции, потребовалось вмешательство правительства.
«Возможно, сейчас нужна новая программа поддержки деловой активности», — отметил Сергей Заверский, доцент Высшей школы бизнеса МГУ.
Без государственной поддержки возрастают риски сокращения производства и рабочих мест. Отрасли необходимо стратегическое видение решения логистических проблем и механизмов компенсации в критических ситуациях.