В мире, где разнообразие ценится выше всего, универсальный дизайн становится не только знаком социальной ответственности компаний, но и ключом к их успеху
Что же такое универсальный дизайн и почему он играет важную роль в конкурентной борьбе на рынке?
Как пишет RB.ru, идея универсального дизайна была впервые озвучена американским архитектором Рональдом Мейсом, который сам столкнулся с ограничениями связанными с инвалидностью. В основе этого подхода лежит принцип создания продуктов и услуг, которые будут доступны и удобны для широкой публики, независимо от возраста, состояния здоровья или социального статуса.
Философия универсального дизайна выросла из потребностей людей с ограниченными возможностями и превратилась во всестороннюю стратегию разработки продуктов и сервисов. Она охватывает создание безбарьерной среды как в физическом, так и в цифровом пространствах, следую международным стандартам Web Content Accessibility Guidelines (WCAG). Эти стандарты включают такие аспекты, как воспринимаемость, управляемость, ясность и надёжность контента.
К сожалению, далеко не все сервисы в России сегодня могут похвастаться безоговорочной доступностью для всех категорий граждан. Исследования показывают, что улучшения заметны не более, чем для трети людей с инвалидностью. При этом особенно заметны трудности в использовании онлайн-платформ в туристической сфере, в то время как банковские услуги и маркетплейсы продемонстрировали наибольший прогресс в адаптации своих интерфейсов.
Преимущества универсальности в дизайне выходят далеко за рамки удовлетворения норм этики и морали. Это инструменты, повышающие ценность бренда для клиента. Контрастность, ясный язык, субтитры — не только необходимые элементы для людей с ограничениями, но и значимые усовершенствования, делающие продукты и услуги более привлекательными для широкой аудитории.
Универсальный дизайн расширяет пул потенциальных клиентов и улучшает пользовательский опыт. По оценкам Росстата, в России проживает около 10,9 млн человек с инвалидностью, и это лишь часть тех, кто оценит удобство и доступность. Улучшение доступности сайтов напрямую влияет на лояльность клиентов, что подтверждают многочисленные опросы.
Чтобы повысить уровень доступности своего цифрового пространства, компаниям стоит обратить внимание на WCAG, WAR-ARIA и ГОСТ Р 52872-2019. Ключевыми аспектами здесь являются: структура и навигация сайта, чёткость и доступность текстов, контрастность и цветовое оформление, адаптация шрифта и масштабируемость контента, а также обеспечение доступности видео- и аудиоконтента.
Адаптация сайтов и приложений для работы со скрин ридерами (программы чтения с экрана) — ещё одно важное требование, которое необходимо учитывать для обеспечения доступности служб незрячим пользователям. Это предполагает корректную структуру заголовков, описательные подписи и ссылки, а также качественные alt-тексты для изображений.
Вложения в универсальный дизайн окупаются многократно, и важно понимать, что это инвестиции не только в репутацию компании, но и в её рыночный успех.
Марфа Васильева, портал Бизнес Волгоград.