Как удалось узнать «Бизнесу Волгоград» из данных отчёта «Лаборатории Касперского», в 2022 году зафиксировано 168 случаев публикаций значимых* баз данных российских компаний. Всего было опубликовано более 2 миллиардов записей. Это почти 300 млн пользовательских данных, из которых 16% — около 48 млн строк — содержали пароли. Если распределить утечки равномерно в течение года, получится, что злоумышленники почти каждый второй день публиковали объявления о выложенной в свободный доступ конфиденциальной информации пользователей.
Большая часть пользовательских данных (64%) были скомпрометированы в результате атак на крупный бизнес. Лидеры по объёму утёкшей информации, заявленной в сообщениях на специализированных площадках, — сферы доставки (34%) и ритейла (14%). В топ-10 по количеству опубликованных пользовательских данных вошли по две утечки компаний из этих отраслей. При этом чаще всего компрометация данных также происходила в организациях сферы ритейла — их доля составила 26% от общего числа компаний, которые столкнулись с этой проблемой в 2022 году.
В публичный доступ попадают данные как пользователей, так и сотрудников. Это может быть не только рабочая информация, такая как должность и электронный адрес, но и личная, в том числе номер мобильного телефона и финансовые сведения.
«Утечка данных может затронуть любую компанию. Мы ожидаем, что в 2023 году их количество может вырасти на 20%. При этом велика вероятность, что злоумышленники продолжат обращать внимание на сферу ритейла, которая исторически хранит колоссальные объёмы информации. Компаниям важно выстроить комплексную систему защиты IT-инфраструктуры, а также разработать план, который будет включать шаги по трём основным направлениям: расследование инцидента и реагирование, а также грамотная и своевременная коммуникация с клиентами, партнёрами и регуляторами», — комментирует Игорь Фиц, аналитик Kaspersky Digital Footprint Intelligence.
«Лаборатория Касперского» рекомендует компаниям следующие меры профилактики от утечек:
- храните только те данные, которые действительно необходимы для реализации логики работы сервисов и приложений;
- заранее разработайте план по реагированию на случай взлома, это поможет снизить ущерб от инцидента;
- используйте сервисы Threat Intelligence для анализа потенциальных угроз и оперативного выявления инцидентов;
- внедрите SIEM-систему для обнаружения попыток несанкционированного доступа на начальном этапе атаки;
- используйте решение класса SD-WAN для повышения надёжности и автоматизации работы распределенных сетей. Унифицированные политики безопасности и единые настройки сетевого оборудования для всех объектов компании позволят построить отказоустойчивую сеть;
- внедрите разграничение прав доступа, чтобы быть уверенными, что доступ к данным ограничен, а источник активности можно распознать;
- проводите мониторинг поверхности атаки, чтобы выявить узкие места внешнего периметра организации;
- регулярно проводите для сотрудников тренинги по повышению цифровой грамотности.
* Утечка данных, в результате которой было скомпрометировано более 5 тысяч строк пользовательских данных либо получившая резонанс в СМИ.