Меценат, коллекция, музей: культурное партнерство в формировании социального капитала общества

Социальное партнерство в сфере культуры в России активно развивается в своем взаимодействии между гражданским обществом, некоммерческими организациями, властью, бизнесом, государственными учреждениями и т.д. Социокультурые программы, как результат этого взаимодействия, приобщают общество к существующим культурным ресурсам, работают на создание новых смыслов, образов, идей и ценностей, одухотворяя жизненное пространство.

  Сегодня в Волгоградском регионе активно развивается практика коллабораций среди государственных учреждений культуры, некоммерческих организаций, общественных и творческих объединений, частных коллекций и галерей, предпринимательства и т.д.

Выставка «Соцреализм. Живопись из частного собрания А.И.Новиченко» в пространстве выставочного зала Волгоградского музея изобразительных искусств им. И.И. Машкова

 

  Волгоградский музей изобразительных искусств имени Ильи Машкова, являясь активным участником формирования местного культурного ландшафта, активно вступает в социальное партнерство как один из методов сохранения и наращивания социокультурного капитала, развития потребления обществом ценностей культуры.

  На протяжении нескольких лет музей презентует на своих площадках крупнейшее в южной России частное собрание коллекционера и мецената Александра Ивановича Новиченко. Его деятельность по реализации социокультурных выставочных проектов с обязательным выпуском каталога к каждой экспозиции, находится в одной плоскости с основными задачами музея, выполняя миссию не только собирательства и сохранения культурно-исторических ценностей, но и обеспечения к ним доступа граждан. Обладая яркой, обширной коллекцией произведений мирового искусства и художественной культуры, собранной и бережно хранимой, Александр Иванович Новиченко не только и не столько презентует свое бесценное собрание, сколько продуцирует посредством социально-культурной деятельности ресурс, положительно влияющий на развитие гражданского общества, социального воспитания, культуры досуга, преодоление духовного вакуума.

А. А. Аполлонов. 1947-2017. Член-корреспондент РАХ. Заслуженный художник РФ. Краснодар. Портрет Коллекционера А.И. Новиченко. 2014. Мрамор.

Процесс доступности, открытости, «избранности» каждого предмета коллекции активно стимулирует социальный и эстетический интерес к этому обширному частному собранию.

Являясь важными компонентами культуры, коллекционирование художественно-исторических ценностей и художественный рынок в целом, формирует материальную основу развития изобразительного искусства, влияет на создание и бытование произведений, на судьбы мастеров изобразительного искусства и художественную жизнь общества.

  Частная коллекция, представленная в музее, – это всегда открытие новых смыслов, имен, неожиданных сторон в творческих исканиях мастеров. Творческое наследие любого, даже самого знаменитого художника, может содержать вещи очень неожиданные, которые часто оказываются в личных коллекциях, а не в музейных фондах.

  Само существование частного собрания, а тем более его презентация в музее, заставляет государственные институции, характер которых зачастую очень консервативен и даже эгоцентричен, двигаться быстрее, меняться, развивать новые направления и формы работы.

М. А. Асламазян. 1907-2006. Народный художник СССР. Москва. «Праздничное сини на фоне бохчи». 1979. Картон, масло, 60х80

  В итоге, за прошедшие два года музей представил выставочные проекты, представляющие коллекцию Александра Ивановича Новиченко, погрузившие зрителя в изобилие выдающихся талантов, разнообразие творческих поисков нескольких поколений мастеров отечественного изобразительного искусства. Выставки «Соцреализм» и «Русский натюрморт» стали настоящим открытием для профессионалов, научного сообщества, творческой элиты, любителей и ценителей изобразительного искусства, ценным эстетическим приобретением не только для старшего поколения, но и для молодежи и одним из значимых событий, участвующим в формировании неповторимого культурного ландшафта Волгоградского региона.

  Стоит особо подчеркнуть социальный принцип и значимость реализованных проектов. Александр Иванович Новиченко безвозмездно предоставляет музею для экспонирования один из разделов коллекции, музей создает экспозицию, на основе которой проводит большую просветительскую работу (экскурсии, лекции, мастер-классы и т.д). По окончании выставки, коллекционер передает в музей несколько работ из своего собрания, сознавая важность не только экспонирования произведений искусства, но их изучения искусствоведами, введения художественных памятников в научный оборот, пополнение Государственного музейного фонда России. Сегодня произведения ведущих мастеров изобразительного искусства на мировом художественном рынке обладают очень высокой стоимостью, и музею трудно, практически невозможно пополнять коллекцию без поддержки партнеров и меценатов.

А. А. Новиченко. «Натюрморт с чайником». 2022. Бумага, акварель, 60х40
Г. М. Коржев. 1925-2012. Академик АХ СССР. Народный художник СССР. Москва. «Натюрморт с апельсинами». 1980. Холст, масло, 95х69

  Феномен коллекционера всегда вызывает вопросы, споры, горячий интерес и желание познать тайну его внутреннего мира, личные интересы, историю создания и бытования собрания. Музей и коллекционер – это две разные институции, но иногда их основные цели, задачи и приоритеты совпадают: сохранение культурного наследия, интеграция сообщества в мировой культурный контекст, формирование культурного ландшафта страны и социального капитала общества. Деятельность Александра Ивановича Новиченко – это наглядный пример социально-культурной миссии, результат которой может рассматриваться как одно из направлений развития общественных отношений, социального развития регионов.

Варвара Озерина