Работа тренера требует колоссальных усилий и терпения. Это не только спортивная подготовка учеников, но и постоянная психологическая работа. Тренер – это друг, наставник и мотиватор в одном лице. Он учит контролировать эмоции, прививает дисциплину и умеет вдохновлять на новые достижения. Поговорим о профессии тренера с директором Центра спортивных единоборств в Волгограде Виталием Яловенко.
Виталий Петрович — мастер спорта России международного класса по дзюдо и самбо, боец смешанных единоборств, призёр международных и российских чемпионатов по дзюдо, обладатель Кубка мира по дзюдо среди военнослужащих и Кубка России по самбо. Виталий Яловенко возглавил новый Центр спортивных единоборств в Волгограде. Строительство и оснащение центра взял на себя РУСАЛ. Подобные спортивные учреждения были запущены также в других городах ответственности алюминиевой компании.
Виталий Петрович, как вы пришли в спорт?
С 12 лет я начал заниматься дзюдо. Звезд с неба не хватал, но усердно тренировался, и в результате, сначала стал призером России среди молодежи, потом — призером страны среди взрослых. Более 10 лет я в составе сборной страны ездил на международные соревнования и достиг неплохих результатов.
Как Вы стали тренером?
Я думал, что тренером никогда не буду работать, но, когда предложили попробовать, я согласился. Потом мне стало интересно, и вот уже больше 13 лет я тренирую спортсменов.
Расскажите про своего тренера?
У меня был один тренер — Владимир Иванович Лазарев — человек характерный, строгий и принципиальный. Кстати, он до сих пор тренирует. Именно он заложил мой характер, определенные принципы и привил любовь к спорту.
Какие нужны навыки, чтобы быть тренером?
Основное – это любовь к детям, потому что если тренер не будет любить детей, то ничего не получится. С детьми надо коммуницировать, находить общий язык. Нужно быть психологом, потому что все со своими характерами и проблемами. И, конечно, любить свое дело, тогда хорошие результаты и получаются.
Что самое интересное и трудное в Вашей профессии?
Самое интересное — видеть результат своей деятельности. Результат приносит удовлетворение от труда, от своей работы. Я подготовил ребят, которые выступают и в сборной России, и стали победителями Европы и мира. А самое сложное — на соревнованиях, когда ты переживаешь за ребят, за их результат, за их психологическое состояние. Надо держать себя в руках и правильно настроить своих учеников.
Что Вы считаете самым большим своим достижением в тренерской работе?
Самое большое достижение – это то, что у нас полный зал — ребят очень много занимается. Стараемся вытаскивать детей с улицы, чтобы они увлеклись спортом. Подготовить их физически, психологически и морально к взрослой жизни, чтобы они могли достойно представлять и Волгоградский регион, и свой вид спорта.
Что важнее в спорте, на Ваш взгляд, талант или трудолюбие?
По себе знаю – трудолюбие. Как говорится, один процент таланта, а остальное трудолюбие сделает. Очень много талантливых и одаренных ребят видел, но они потерялись. А если бы прикладывали трудолюбие, то добились бы большего.
Есть у вас увлечения, не связанные со спортом?
Я очень люблю рыбалку, но не хватает времени. Почти все время провожу в зале с ребятами, а в выходные — соревнования, выезды, командировки — вся жизнь в спорте. И дома подрастают спортсмены, с которыми тоже езжу на соревнования, поэтому никуда от спорта.
Расскажите про своих подрастающих спортсменов, про семью.
Старший сын у меня начинает выступать в профессиональных боях, я думаю, все у него получится. Младший занимается и футболом, и дзюдо. Средняя дочка занимается чирлидингом. Сначала выступала, а сейчас уже потихонечку набрала детишек и сама тренирует. А супруга за всех болеет и переживает.
Расскажите про свои принципы, которых Вы придерживаетесь в жизни?
В первую очередь, ты должен быть честен по отношению к своим близким, по отношению к людям, которые тебя окружают. Я думаю, это самое главное.
У Вас есть секрет, особый подход к тренерской работе?
Секретов нет. Стараюсь своим личным примером ребят воодушевлять. Езжу с ними в спортивные лагеря, делаю упражнения, приходится и побороться с ними. Своим примером показываю, что нужно бороться и достигать своих целей.