Технология оплаты с помощью QR-кода всё больше внедряется в экономические отношения. Это удобный способ оплаты услуг и товаров с помощью смартфона, который дополнительно позволяет продавцу экономить на комиссии банка. Как же работает система платежей с QR-кодом, как ее настроить и внедрить в бизнес самостоятельно?
Оплата по QR: принцип работы
Продавец демонстрирует клиенту распечатанную или электронную метку — QR-код. В коде зашифрованы реквизиты, сведения о покупке и сумма. Человек наводит смартфон на код, устройство считывает его в мобильном приложении банка после подтверждения, платеж проходит за несколько секунд, а касса формирует чек.
QR-коды бывают многоразовыми и одноразовыми. В первом случае клиент вводит нужную сумму покупки, а во втором — она уже указана в платежном поручении.
Преимущества
- Экономия. Если клиенты расплачиваются по QR-коду, продавец экономит на отчислениях банку.
Дело в том, что банковская комиссия за эквайринг иногда составляет 3% и более от стоимости товара/услуги.
Платежи по коду банки могут проводить через СБП (систему быстрых платежей), что происходит чаще, или через свой собственный сервис. В первом случае комиссия для продавца не превышает 0,7 %, а во втором — банк сам определяет размер вознаграждения, но обычно он ниже процента по эквайрингу. - Удобство и простота. Для приема платежей по меткам не нужна дорогая техника. Можно распечатать статический QR-код, полученный в банке, и повесить его у кассы. Если метка динамическая, то продавец перед каждым платежом создает новую. Она может формироваться на экране устройства, что не требует много времени.
- Скорость оплаты. Некоторые эксперты заявляют, что суммы с карт могут приходить на расчетный счет в течение нескольких дней, тогда как по QR-коду всего за несколько секунд. На то она и есть СБП (система быстрых платежей).
Недостатки
Они касаются размера оплаты, которую покупатель может переводить по QR-коду. Давайте разберем два возможных варианта.
- Деньги через СБП. В этом случае единовременная оплата не может превышать 600 000 рублей. Если сумма больше этого значения, то надо разбить платеж на несколько частей.
- Деньги через сервис собственного банка. В этом случае нужно узнавать лимиты в конкретном банке.
Настраиваем оплату по QR-коду
- Нужно обратиться в банк, в котором обслуживается расчетный счет бизнеса.
- Уточнить, можно ли настроить прием платежей по QR-кодам и подключен ли банк к СБП. В этом случае продавец сможет принимать оплату по QR-коду от клиентов всех банков, которые присоединились к системе быстрых платежей. Некоторые банки разрабатывают свои сервисы QR-платежей. В этом случае иногда возникают нюансы в работе системы. Например, приложение может принимать платежи только от клиентов того же банка или устанавливать повышенные комиссии, если покупатель обслуживается в другом.
- Выяснить размер комиссий за платежи по кодам и цену дополнительных услуг, если они нужны (кассового ПО с опцией генерации динамических QR, интеграции модуля оплаты на сайт).
- Согласовать заявку и подписать договор.
- Использовать в работе многоразовый QR-код или настроить программу для создания одноразовых кодов.